Аннотация к рабочей программе по ИЗО 5-9 классы

 Пояснительная записка

Интегрированная программа по изобразительному ис­кусству для 5-9 классов общеобразовательных учреждений составлена на основе:

  • федерального государственного образовательного стан­дарта основного общего образования;
  • требований к результатам освоения основной образова­тельной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образо­вательном стандарте основного общего образования (2010 г.);
  • Фундаментального ядра содержания общего образова­ния;
  • примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству, разработанной Россий­ской академией образования по заказу Министерства об­разования и науки Российской Федерации и Федерально­го агентства по образованию;
  • программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного разви­тия учащихся;
  • идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • интеграции дисциплин искусства и предметов гумани­тарного цикла.

Программа выстроена с учётом современных направле­ний в преподавании изобразительного искусства: создания целостного представления о развитии и взаимодействии раз­личных видов художественного творчества, развития у школьников визуально-пространственных способностей, со­хранения преемственности в изучении предмета учащимися начального и среднего звена.

При составлении тематического планирования были уч­тены современные тенденции в области художественного об­разования школьников, изменения в культурной жизни Рос­сии за последние десятилетия, новые формы в искусстве. Ме­тодологическая основа программы, педагогический подход опираются на базовые положения научной школы Б. П.Юсо­ва, в частности его концепцию образовательной области «Ис­кусство», разработанную в федеральном государственном на­учном учреждении Институт художественного образования Российской академии образования.

Научно-методическое обеспечение программы, предла­гаемые формы, методы и технологии обучения учитывают со­временный социокультурный уровень развития общества, ис­торию развития национальных культур, региональный подход к обучению и воспитанию, передовой опыт учителей-практи­ков. Предлагаются нестандартные формы общения педагога с учащимися, построенные на принципах сотворчества, пред­полагающие изменение статуса ученика, превращение его из объекта в субъект образовательного процесса.

Программа ориентирована на формирование, развитие и активизацию творческого, духовно-нравственного, эстети­ческого потенциала учащихся, помогает им (оставить цело­стное представление о культуре пародов мира, стимулирует учителя на реализацию его творческих способностей.

В программе учтены предметные и метапредметные тре­бования, изложенные в федеральном государственном стан­дарте, предметной области «Изобразительное искусство»:

1) формирование более глубоких, по сравнению с началь­ной школой, знаний о роли изобразительного искусства в жизни и в духовно-нравственном развитии человека, становлении его мировоззрения;

2) овладение практическими умениями и навыками воспри­ятия, анализа и эстетической оценки произведенийис­кусства, развитие потребности в общении с произведе­ниями изобразительного искусства; формирование актив­ного отношения к традициям художественной културы как смысловой, эстетической и личностно-значимой цен­ности;

3) овладение практическими умениями и навыками в различ­ных видах художественной деятельности (рисунке, живо­писи, скульптуре, художественном конструировании, ди­зайне, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре), а также в специфических формах художественной дея­тельности, базирующихся на информационно-коммуника­ционных технологиях (ИКТ) (цифровой фотографии, ви­деозаписи, элементах мультипликации и пр.) и проектной исследовательской деятельности.

 

Общая характеристика курса «Изобразительное искусство»

Цель уроков изобразительного искусства в основной школе — реализация фактора общего и эстетического разви­тия учащихся; формирование целостного, гармоничного вос­приятия мира; воспитание эмоциональной отзывчивости и способности адекватного восприятия произведений раз­ных видов искусства; развитие нравственных и эстетических чувств, интереса к родной природе, своему народу, уважения к его культуре и культуре других народов; освоение учащими­ся графической грамоты и развитие визуального мышления; активизация самостоятельной творческой деятельности и потребности в творчестве; развитие интереса к разным ви­дам художественного творчества и потребности в общении с искусством.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство».

Воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству, потребности проявить себя в нём, формирова­ние художественных и эстетических предпочтений.

Развитие способности к эмоционально-чувственному и осознанно-мотивированному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства, раз­витие воображения и фантазии, повышение творческого по­тенциала, побуждение к творчеству и сотворчеству в художе­ственной деятельности.

Освоение разных видов пластических искусств: живопи­си, графики, декоративно-прикладного искусства, скульпту­ры, архитектуры и дизайна; приёмов работы с различными ху­дожественными материалами, инструментами, техниками.

Овладениеумением пользоваться выразительными сред­ствами изобразительного искусства, языком графической гра­моты и разными художественными материалами, которые по­зволили бы адекватно выразить в художественном творчестве.

представления учащихся об окружающем мире в соответст­вии с их возрастными интересами и предпочтениями.

Развитие опыта художественного восприятия произве­дений искусства, обогащение знаний и представлений о худо­жественном наследии человечества, своего народа, состав­ляющем гордость и славу всемирной истории искусства.

Фактор развития реализуется в программе через форми­рование дифференцированного зрения, освоение вырази­тельности художественно-образного языка изобразительно­го искусства, приоритетность самостоятельной художествен­но-творческой деятельности школьника, восприятие им разных видов изобразительного искусства в условиях взаимо­действия и интеграции искусств, активизацию творческого общения и познавательной деятельности.

Основой всего педагогического процесса в преподава­нии изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.

Характерными признаками полихудожественного подхо­да и развивающего обучения в условиях освоения изобрази­тельного искусства являются следующие.

Духовное возвышение учащихся. Необходимость вос­питания у подростков духовных потребностей и интересов, высоких эмоциональных переживаний по поводу искусства, нравственных помыслов как высшей задачи урока искусства и развития школьников. Духовная устремлённость помогает развивать в ребёнке возвышенные чувства, связанные с ис­кусством и творческими достижениями художественной культуры, умение любить и ценить культурное наследие род­ной страны и народов мира, помогает ему откликаться на воз­вышенные стимулы жизни.

Действие, радость, увлечённость школьника процес­сом творчества.Изобразительная деятельность должна по­рождать в ребёнке чувство радости, инициировать самореа­лизацию в творчестве и желание участвовать в коллективном творческом проекте, что является предпосылкой воспита­тельного и развивающего влияния художественных знаний.

Живое общение с искусством. На уроках искусства не­обходимо организовать общение ребёнка с живым словом, музыкой, ритмом, движением, красками, формами: дети должны быть свидетелями и непосредственными участника­ми в создании творческого продукта.

Освоение разнообразных сторон жизни окружающе­го мира.В ходе занятий необходимо развернуть в сознании учащихся картину мира во всех его проявлениях. Природ­ное окружение, архитектура, произведения искусства, люди с разнообразными характерами и жизненными устремле­ниями, ближний и дальний космос, Солнце и звёзды, раз­ные страны и континенты должны быть представлены во взаимосвязи и взаимодействии со всеми жизненными ситуа­циями в обществе.

Опора в обучении на региональный компонент худо­жественной культуры. Региональный компонент определя­ется как совокупность географических, климатических, на­циональных, культурно-исторических характеристик местно­сти, своеобразие художественной культуры региона, которые педагогу важно учитывать и использовать в процессе обуче­ния, выстраивая учебно-информативный материал урока и планируя учебные творческие задания.

Реализация полихудожественного интегрированного подхода.Полихудожественный подход, в сравнении с моно­художественным, и интегрированные формы организации занятий обладают большим педагогическим и воспитатель­ным потенциалом. Они развивают интерес к искусству, обога­щают эмоциональный опыт, формируют «копилку художест­венных образов». Родство видов искусства помогает учащимся почувствовать художественное явление в разных сенсорных обликах, развивает умение переносить художественный образ одного искусства на язык другого. Именно поэтому педагогу следует сознательно планировать в работе с учащимися по ис­кусству взаимодействие разных видов художественной дея­тельности.

Сенсорное насыщение представлений школьников, обогащение чувств и ощущений. Представления школьни­ков нередко односторонни и разрозненны, основаны на механическом запоминании, страдают словесно-логическим фор­мализмом. Для многогранного восприятия мира, который познает школьник и в котором ему предстоит жить, необходимо развивать все каналы восприятия (слух, зрение, осязание, обоняние, движение). Структура занятия, учебный материал, практическая творческая деятельность учащегося должны да­вать ему возможность раскрыть разнообразные чувства, ощу­тить полноту жизни за счёт активного развития тактильных ощущений, обоняния, осязания, моторной памяти.

Раскрытие разных сторон жизни искусства. Педагоги­ческий процесс должен по возможности обеспечивать освое­ние и порождение учащимися полифонической, полифунк­циональной палитры возможностей каждой художественной деятельности, поскольку в реальной художественной практи­ке существует три стороны:

1)            исполнительская (техническая, механическая) сторона искусства, основанная на многократном повторении, тренинге, научении, расчёте;

2)            творческая (образная, неожиданная, инновационная), порождающая открытия, требующая выразительности, одухотворённости, фантазии, изобразительности, живо­го внимания и тонкой наблюдательности;

3)            самостоятельная жизнь произведения искусства, кото­рая в историческом и культурном наследии определяет сферу духовного наполнения.

Активное творчество школьников. Содержание про­граммы 5-9 классов и заложенные в ней педагогические задачи требуют переноса акцента с научения изобразитель­ным навыкам на творческое проявление в искусстве и инди­видуальное развитие каждого ученика. Всемерное развитие творческих способностей подростков решается в организа­ции их напряжённой работы над выполнением заданий, тре­бующих разнообразия художественных действий с формой, пространством, цветом, звуком, словом. Творческая устрем­лённость детей находит разрешение в социоигровых мето­дах работы в условиях сотворчества учителя и учащихся.

В основу содержания программы положен принцип цело­стности: систематическое развитие у школьников способно­сти восприятия и порождения художественного образа, его посильного воплощения в художественных работах.

Программа опирается на специфику реалистического ис­кусства, выраженную в понятии художественного образа. Методико-педагогическая реализация системного подхода в обу­чении просматривается через основные направления в ос­воении выразительных средств искусства (формы, цвета, композиции), а также через развитие пространственного мышления, фантазии и воображения учащихся.

Учащийся основной школы не столько зритель, слуша­тель и наблюдатель, сколько деятель, испытатель, творец. Практическая деятельность основана на интегрированном подходе к организации урока (режиссуре урока), она направ­лена на формирование универсальных учебных действий в области изобразительного искусства и развитие ведущих компетенций: коммуникативных, социальных, исследова­тельских, языковых, полихудожественных, предметных и метапредметных.

 

Место курса в базисном учебном плане

В  соответствии  с   учебным  планом  для основного общего образования. Данная  рабочая  программа  по изобразительному искусству разработана на основании интегрированной программы «Изобразительное искусство» 5-8(9)классы (авторы Л. Г.Савенкова,  Е.А.Ермолинская. М.: Вентана-Граф, 2013)  . Учебно – методический  комплект  рекомендован Министерством  образования  РФ   и соответствии с учебным планом для основного общего об­разования в основной школе. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 140,5-7 классы по 35 ч в год (1 ч в неделю), 8-9 по 17.5 ч (1 час в неделю за полугодие).

Если на первом уроке учащиеся осваивают но­вый материал, то на втором уроке они закрепляют получен­ные знания и углубляют их за счёт выполнения творческого домашнего задания, которое может заключаться в подготов­ке сообщения или мини-доклада на изучаемую тему, обраще­нии к энциклопедическому словарю или другой справочной литературе, посещении выставки или музея и т. д.

Построение содержания изобразительного искусства для основной школы опирается на курс «Изобразительное искус­ство», который изучается в начальной школе.

 

 

 

 

Требования к результатам обучения изобразительному искусству

Требования к личностным результатам освоения про­граммы основного общего образования по изобразительному искусству отражают:

1)     социализацию личности, формирование чувства гордо­сти за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принад­лежности;

2)     формирование понятия о национальной культуре и пред­ставления о вкладе своего народа в культурное и художе­ственное наследие мира;

3)     развитие интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4)     мотивацию к учебной и творческой деятельности, фор­мирование личностного смысла учения;

5)     развитие .самостоятельности и личной ответственности за принятое решение: в рисунке, творческой работе;

6)     развитие творческого потенциала ученика в условиях ак­тивизации воображения и фантазии;

7)                                 развитие         этических чувств и эстетических потребно­стей, эмоциональной отзывчивости на восприятие окру­жающего мира природы и произведений искусства;

8)                                         воспитание            интереса подростков к самостоятельной творческой деятельности, развитие желания привносить в окружающую действительность красоту;

9)     развитие навыков сотрудничества и сотворчества в худо­жественной деятельности;

10)    бережное отношение к духовным ценностям.

 

      Метапредметные результаты освоения программы ос­новного общего образования по изобразительному искусству должны отражать:

1)    освоение способов решения проблем поискового характе­ра, развитие продуктивного проектного мышления, твор­ческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;

2)  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы решения;

3)  развитие способности понимать причины успеха/неус­пеха учебной и творческой деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха на ос­нове объективного анализа и самоанализа;

4)  развитие способности откликаться на происходящее в ми­ре, в ближайшем окружении, формирование представле­ний о цикличности и ритме в жизни и в природе;

5)  развитие визуально-образного мышления, сознательного подхода к восприятию эстетического в действительно­сти и искусстве, а также к собственной творческой дея­тельности;

6)  активное использование речевых, музыкальных, знако- во-символических средств, информационных и коммуни­кационных технологий в решении творческих коммуни­кативных и познавательных задач саморазвития и само­выражения;

7)  развитие способности понимать и использовать в своей творческой работе художественные, поэтические, музы­кальные образы в соответствии с целями и задачами уро­ка; осознанно строить речевое высказывание и уметь пе­редать другому своё представление об увиденном, услы­шанном, прочувствованном в разных видах искусства; накапливать знания и представления о разных видах ис­кусства и их взаимосвязи;

8)  формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида худо­жественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); овладевать логическими действиями установ­ления аналогий и причинно-следственных связей в по­строении рассуждений;

9)       воспитание умения и готовности вести посильный диа­лог по поводу искусства и на языке искусства, способно­сти принимать различные точки зрения, умения аргу­ментированно излагать своё мнение, накапливать знания и представления об искусстве и его истории;

10)    овладение способами ведения коллективной творческой работы; умение договариваться, распределять функции и роли в совместной деятельности, осуществлять взаим­ный контроль в совместной деятельности, адекватно оце­нивать собственное поведение и поведение окружающих, конструктивно разрешать возникающие конфликты;

11)    развитие пространственного ощущения мира; формиро­вание представления о природном пространстве и пред­метной среде разных народов; развитие интереса к искус­ству других стран, понимания связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, тради­циями и особенностями региона; формирование пред­ставлений об освоении человеком пространства Земли;

12)    освоение выразительных особенностей языка разных ви­дов искусства;

13)    формирование целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и куль­туры восприятия произведений профессионального и народного искусства.

     Предметные результаты освоения программы основно­го общего образования по изобразительному искусству долж­ны отражать:

1)      сформированность представлений о роли изобразитель­ного искусства в жизни человека, в его духовно-нравст- венном развитии;

2)       сформированность основ изобразительного искусства с опорой на особенности и своеобразие культуры и тра­диций родного края;

3)      развитость устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность адекватно возрасту восприни­мать, понимать, переживать и ценить произведения изо­бразительного и других видов искусства;

4)       индивидуальное чувство формы и цвета в изобразитель­ном искусстве, сознательное использование цвета и фор­мы в творческих работах;

5)      развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожественного вос­питания;

6)      проявление эмоциональной отзывчивости на красоту природных форм и произведений искусства;

7)      развитие фантазии и воображения детей;

8)      использование в собственных творческих работах разно­образия цветовых фантазий, форм, объёмов, ритмов, композиционных решений и образов;

9)      сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитек­туры и дизайна);

10)      умение воспринимать изобразительное искусство и дру­гие виды искусства и выражать своё отношение к худо­жественному произведению;

11)      использование изобразительных, поэтических и музы­кальных образов при создании театрализованных компо­зиций, художественных событий, импровизации по мо­тивам разных видов искусства;

12)      нравственные, эстетические, этические, общечеловече­ские, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства.

        Оценка достижения планируемых результатов освое­ния программы основного общего образования по изобрази­тельному искусству.

Оценивать деятельность учащихся по освоению темы, ху­дожественной техники, технологии выполнения работы, ов­ладению материалами и инструментами, композиционному, цветовому, пространственному решению работы на уроках изобразительного искусства необходимо с учётом возраста и личностного индивидуального роста каждого ученика. При оценке творческой работы каждого школьника надо найти и отметить положительный, пусть даже незначительный, ус­пех и продемонстрировать его работу другим учащимся, по­путно оценив уровень прилежания (желания работать). Та­кой подход к оценке определяется как педагогика успеха. В группе учащихся, выполняющих одно большое задание, на­до стараться распределять работу так, чтобы каждый ученик выполнял то, что ему особенно удаётся. Это позволит всем участникам коллективной работы выполнить своё задание на должном уровне, а детям, имеющим слабую художественную подготовку, постепенно расти и совершенствоваться.

Оценка работы должна быть аргументирована и понятна ученику. Перед выполнением работы учителю следует рас­сказать школьникам о критериях оценки художественного продукта.

Следует отдельно подчеркнуть некоторые моменты.

На уроках изобразительного искусства оценивается не столько аккуратность, сколько реализация учеником собст­венной индивидуальности, его желание сделать что-то своё, выйти за рамки известного, традиционного, стандартного, предложить новое, оригинальное, индивидуальное решение, например получить оригинальный цвет, придумать необыч­ную форму, найти похожие образы в музыке, стихах, движе­ниях, материал о жизни и творчестве художника, написать реферат по истории создания произведения искусства или очерк-эссе о художественном течении, направлении, новых формах современных видов искусства.

Учитель должен объяснить, что копирование может быть только методом освоения каких-либо навыков и приё­мов, но не является творческой деятельностью в полном смысле этого слова, следовательно, оценка рисунка, получен­ного в результате копирования, будет низкой.

Учитель должен акцентировать внимание учеников на добром, положительном, эмоциональном, эстетическом, нравственном, духовном, возвышенном, гармоничном, пре­красном, положительно оценивать стремление детей к кол­лективным видам творчества. Работа, выполненная коллек­тивно, оценивается как единое художественное произведе­ние, работа каждого ученика в группе не оценивается.

 

Содержание курса

Каждый этап обучения в основной школе имеет свои приоритеты в видах и направлениях работы.

5 класс

В программе 5 класса содержатся темы, изучение кото­рых расширяет представления учащихся о взаимодействии человека, природы и культуры. Существенная часть програм­мы посвящена изучению и освоению средств художествен­ной выразительности изобразительного искусства и архитек­туры, в том числе способов передачи объёма, пространства и перспективы. Программа предполагает постепенное погру­жение учащихся в специфику и историю изобразительного искусства, чему способствует выполнение творческих зада­ний, направленных на освоение графической грамоты в творческом процессе, формирование представлений о взаимосвязи «материал — форма — цвет — практическая зна­чимость вещи (предмета)». Предметная среда рассматрива­ется как особое, личное, определённым образом организо­ванное пространство каждого человека.

В основе раздела, посвящённого восприятию изобрази­тельного искусства, лежит знакомство с искусством Древней Греции, русским этносом, традиционным народным творче­ством России, былинами и сказаниями, ставшими основой для развития искусства. В разделе, посвящённом творчеству знаменитых художников, представлены очерки о А.Г. Вене­цианове, П.П. Кончаловском, Н.К. Рерихе, Э.А.П. Гогене, П. Сезанне. Понять произведение искусства учащимся помо­гает осмысление взаимосвязи «природа — человеку, чело­век — природе»: они знакомятся с нравами, привычками, нравственными устоями, национальными и религиозными традициями, своеобразием ландшафта, климатическими осо­бенностями местности разных народов и этнических групп, особенностями их мировосприятия и мировоззрения. Вос­приятие изобразительного искусства у школьников связано с развитием представлений о целостности и взаимообуслов­ленности истории жизни народа и его искусства, смысловой и образной связи во всём народном искусстве.

6 класс

Содержание программы 6 класса направлено на развитие представлений учащихся об окружающем мире и месте в нём человека, о природе, обществе, культуре, на формирование у школьников представлений о процессах освоения челове­ком (обживания) окружающего природного ландшафта в раз­ные исторические периоды. Важное место занимает история развития архитектуры (храмовая и дворцовая архитектура, дворянские усадьбы, садово-парковые ансамбли, архитектура будущего) как отражение мировоззрения человека. В тесной связи с окружающей природой, архитектурой, памятниками художественной культуры рассматриваются интерьер, кос­тюм, предметы дворянского и крестьянского быта, а также организация окружающего пространства и его утилитарно- практическая составляющая в зависимости от назначения, в том числе литературная и музыкальная гостиные. Особое внимание уделяется становлению представлений о форме и стиле в искусстве.

Самостоятельное творчество учащихся направлено на выполнение индивидуальных и коллективных проектов, ма­кетов, выполненных с учётом взаимосвязей между предмета­ми в заданном пространстве, в том числе с помощью про­грамм Paint, XnView, ASCII artwork. Используется также рабо­та в компьютерных программах с простейшими текстовыми редакторами (Блокнот и WordPad), создание изображений (кадров диафильма) и сопроводительного текста в програм­меPaint.

Раздел восприятия произведений изобразительного ис­кусства направлен на формирование представлений о глубин­ной взаимосвязи «человек — природа — архитектура». Раскры­вается взаимообусловленность формы и характера украше­ния архитектурного сооружения и «вмещающего ланд­шафта» (JI.H. Гумилёв), природных условий, общей экологии. Изучаемые темы дают представление об историческом жанре в изобразительном искусстве, в том числе об историческом портрете, натюрморте, символике в живописи и орнаменте. Учащиеся знакомятся с биографией и творчеством Д.Г. Ле­вицкого, В.И. Сурикова, Дж. Моранди, Я. Вермеера Делфтского, М.К. Эшера и др.

7 класс

В учебнике 7 класса содержится несколько глав, которые позволяют учащимся рассмотреть связи изобразительного искусства с наукой. Тема «Наука и искусство» раскрывает про­цесс художественного творчества, помогает осмыслить и по­нять символику изобразительного искусства и мифологию. Практическая часть ориентирована на освоение художест­венного языка разных видов изобразительной деятельности (графической грамоты).

Глава «Природа и творчество» посвящена биоархитекту­ре: мотивам природы в застывших формах, природной фор­ме и стилизации, связи природы и дизайна. Большое внима­ние уделено развитию заинтересованного отношения к при­роде, природным объектам и функциональности их формы, пространственному расположению объектов в реальной и природной среде. Работа на уроках направлена на понима­ние функциональной значимости каждого звена природной структуры. Важной частью этого раздела является рисование с натуры объектов природы, создание зарисовок и этюдов фигуры человека в движении и в статике.

Значительное количество времени выделено на изуче­ние изобразительного искусства в театре: сценографию, соз­дание костюма, грима, оформление афиши, пригласительно­го билета.

Завершают курс коллективные творческие проекты, ори­ентированные на изучение достопримечательностей родно­го города.

Раздел восприятия представлен именами художников Ле­онардо да Винчи, Рафаэля, Ж. Пьера, К.С. Петрова-Водкина, Андрея Рублёва, П. Пикассо.

8-9 класс

Программа 8-9 класса, завершающая курс изобрази­тельного искусства в школе, направлена на углубление зна­ний, полученных в предыдущих классах, и представляет со­бой начальный курс мировой художественной культуры. На этом этапе вводится понятие стиля в искусстве. В главе «Обра­зы искусства» представлено искусство Древнего Египта и Ме­сопотамии, Античности, европейского Средневековья, Воз­рождения. И далее — стили и направления: барокко и рококо, классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм, постим­прессионизм, символизм и модерн. Завершает обзор стилей искусство XX века (модернизм и постмодернизм).

В курсе 8-9 класса рассматриваются и осваиваются ху­дожественно-образные средства искусства: форма, цвет (в живописи и в интерьере), пространство картины и про­странство мира, особенности восприятия искусства, его по­нимания и осмысления (живопись, графика, скульптура, ар­хитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство). Рас­крывается понятие импровизации в разных видах искусства, рассматриваются взаимосвязи «ритм — мелодия — динамика»; «равновесие — статика — динамика — симметрия», их роль в искусстве. Даётся представление о связи формы и содержа­ния в искусстве. Осваивается взаимосвязь «композиция — конструкция — структура» на плоскости, в объёме, в про­странстве.

Большое значение в программе 8-9 класса придаётся самостоятельной проектной и исследовательской деятель­ности учащихся, способствующей развитию их творческой инициативы, креативности и социальности. Предлагаются комплексные развивающие методики развития у школьни­ков стремления к самообразованию в области искусства.

В содержании программы много внимания уделяется взаимодействию искусств, единой природе разных видов художественной деятельности на уровне художественного образа, художественной формы, пространственности, ком­позиции, эмоционально-образной основе всех видов искус­ства.

Творческие задания связаны с созданием пластической формы (живопись, скульптура, дизайн) по мотивам других иидов искусства (музыка, литература, движение).

В темах, связанных с восприятием искусства, нашли ото­бражение понятия исторического времени и пространства, связь времён в искусстве: пространство прошлого, настояще­го, будущего. Формируется представление школьников о том, что художники — это свидетели истории. Подробное знаком­ство с биографией и творчеством М.А. Врубеля, Д. Веласкеса, Рембрандта, А.А. Иванова.

Особое внимание следует уделить осмыслению простран­ственного образа разных видов искусства: архитектуры, скульптуры, театра, живописи, литературы, музыки; челове­ка в пространстве культуры и времени; зависимости формы, композиции, характера произведения от решаемого про­странственного образа. Формируется представление о выра­жении времени в искусстве: «историческое пространство — человек — среда — искусство». Искусство позиционируется как средство познания и усовершенствования мира.

Методической основой преподавания изобразительно­го искусства является:

  • опора на практическую деятельность школьника и дове­дение её результатов до уровня творчества;
  • живое общение с ребёнком с учётом его возрастных осо­бенностей, способности к самопознанию, саморазвитию и творческой самореализации (субъективный фактор), социальных и культурных изменений (объективный фак­тор);
  • применение методов проблемного обучения;
  • развитие наглядно-образного мышления учащихся;
  • проникновение в духовную, эстетическую, художествен­ную природу искусства и отношений человека и приро­ды, человека и культуры, роли личности в культуре, реа­лизации человека в искусстве;
  • активизация проектных, пространственных, композици­онных, аналитических форм мышления как основы ук­рупнения педагогических задач развития.

Программа открывает возможность реализации интегри­рованного обучения в художественном образовании школь­ников и педагогического творчества учителя. Предложенная структура учебного материала предоставляет учителю свобо­ду творческого поиска, творческой инициативы и самостоя­тельность в раскрытии темы, постановки задач, последова­тельности изучения, выборе художественных материалов, форм работы с детьми. Программа предоставляет педагогу возможность максимально проявить самостоятельность и за­нять активную личностную позицию. В ней даны примерные задания, которые ориентируют педагога на разработку и соз­дание своих учебных и творческих заданий, форм и видов ра­боты. Программа может стать основой работы учителя при любом количестве учебных часов в неделю.

Условием эффективности уроков изобразительного ис­кусства является увлечённость учащихся работой. Изобрази­тельная деятельность служит источником положительных эмоций, доставляет детям радость. Уроки изобразительного искусства своим содержанием должны обеспечивать высокий интерес и активное отношение учащихся к занятиям искусст­вом, к познанию мира в образной и художественной формах.

В практической работе выделяются четыре основные учебные проблемы: композиционная деятельность; цвет и краски; форма, пропорции и конструкция; пространство, объём и свет, которые проходят через весь курс обучения с 5 по 9 классы.

Важнейшей формой занятий и условием успешного ос­воения программы являются работа с натурой, наблюдение и изучение окружающей действительности, порождение ху­дожественного образа на основе совокупности знаний о мире и личностного уровня владения художественными приёмами и языком изобразительного искусства. Программа предпола­гает широкое привлечение работ на заданные темы, по памя­ти и воображению, а также изображение различных сюже­тов, основой для которых служат живые наблюдения, натур­ные постановки, иллюстрации, документальные материалы, литературные мотивы и др. Предлагается знакомство с раз­нообразием техник, материалов и инструментов.

Одним из важных условий реализации программы высту­пает серьёзная работа со словом: обогащение словарного за­паса, развитие способностей формулировать замысел буду­щей работы, проекта, аргументированно обосновывать свой вариант решения творческого задания, общаться по поводу искусства и на языке искусства, чувствовать выразительную силу слова, его образное насыщение, мелодию речи и инто­национные нюансы.

В программе выделены три направления развития уча­щихся, которые реализуются в конкретных видах деятельно­сти и одинаково важны на любом уроке. Однако степень их приоритетности различна как на разных возрастных ступе­нях, так и на каждом занятии.

  1. Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Изобразительное искусство и окружающий мир. Освое­ние выразительных возможностей художественного языка (композиция, цвет, форма, пространство) и средств художе­ственной выразительности изобразительного искусства (ритм, симметрия, асимметрия, динамика, статика, силуэт, колорит, объём, свет, линия, пятно и др.). Развитие представ­лений о роли и значении изобразительного искусства в жиз­ни людей (общечеловеческие, национальные, региональные, родовые, семейные художественные традиции). Освоение истории возникновения и развития изобразительного искус­ства. Виды и жанры изобразительного искусства, их разви­тие, появление новых видов и форм художественно-творче­ской деятельности человека. Профессия художника-творца. Отображение окружающего мира природы и действительно­сти, условий жизни человека в изобразительном творчестве (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура). Роль изобразительного искусства в истории: искусство — выразитель истории человечества в художественных образах.

  1. Развитие фантазии и воображения.

Воспитание творческой инициативы учащихся, их спо­собности выражать себя в каком-либо виде изобразительной деятельности. Развитие желания творить своё искусство.

Воспитание индивидуального чувства цвета, формы, органи­зации пространства и композиции. Самостоятельная творче­ская деятельность на занятиях изобразительным искусством рассматривается как один из самых важных видов работы с детьми. Она направлена на развитие способности учащихся самостоятельно принимать решения поставленной задачи.

Важным условием развития художественно-образного мышления является включение в процесс освоения изобра­зительного искусства других видов искусства. Это обоснова­но, во-первых, тем, что каждый ребёнок в силу своих инди­видуальных психофизических возможностей по-своему вос­принимает и усваивает информацию (один — через зрение, другой — на слух, третий — через движение и т. д.); во-вторых, любое искусство, будь то живопись, музыка, скульптура, поэ­зия, литература, театр, танец, опираются на одни художест­венно-выразительные средства. Полихудожественный под­ход позволяет разнообразить и обогатить процесс воспри­ятия, развивает ассоциативное мышление, способность анализировать, сопоставлять одно художественное произве­дение с другим, способствует развитию у детей способности к обобщению, переносу образов из области одного искусства в область другого. Таким образом развивается фантазия ре­бёнка, его художественно-образное мышление, способность к творчеству и индивидуальность.

  1. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (развитие способностей пони­мать, ценить и любить изобразительное искусство).

Занятия, посвящённые восприятию произведений изоб­разительного искусства, связаны с систематическим развити­ем у учащихся сознательного подхода к восприятию эстети­ческого в действительности и искусстве, а также к собствен­ной творческой деятельности. Они направлены на развитие у школьников способности воспринимать, понимать, пере­живать и ценить произведения искусства. Этот раздел имеет относительно самостоятельную систему учебных задач. В процессе освоения предложенного в программе материала учащиеся получают представление о видах пластических ис­кусств, об их специфике, учатся выявлять содержательные моменты художественной формы, выразительные особенно­сти языка в произведениях искусства, накапливают знания и представления об искусстве и его истории.

Направления работы в каждом классе реализуются в сле­дующих видах художественной деятельности.

Работа на плоскости предполагает использование в твор­ческой деятельности разных материалов — гуаши, акварели, цветных мелков, пастели, карандашей, туши.

Декоративно-прикладные виды деятельности связаны со стилизацией и обобщением природных форм — цветов, де­ревьев, животных, рыб, птиц, насекомых — в декоративные (орнамент, элементы украшения, декоративные композиции с использованием разнообразных материалов: красок, фло­мастеров, карандашей, применением техники аппликации, коллажа).

Работа в объёме предусматривает лепку из глины или пластилина; бумажную пластику; художественное конструи­рование и дизайн — создание несложных геометрических форм из бумаги, использование в работе готовых объёмных форм (коробок разной величины, пузырьков, пластмассовых форм, упаковок), природных материалов (веток, листьев, шишек, камней, ракушек и др.).

Художественно-творческое восприятие произведений искусства (музейная педагогика) предусматривает беседы, обсуждения, экскурсии, проектные и исследовательские ра­боты