Аннотация к рабочей программе по литературе

Рабочая программа по литературе для 5 – 9 классов разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует  Федеральному  компоненту  государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа включает разделы: «Пояснительную записку», «Учебно-тематический план», «Содержание тем учебного курса» с распределением по классам; «Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса», «Учебно-методическое и дидактическое сопровождение, необходимое для реализации программы по литературе»

Содержание школьного литературного образования концентрично –включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Количество уроков русского языка в неделю:

— V, VI классы – 3 часа в неделю (2 ч. из федерального компонента + 1 ч. из компонента образовательного учреждения) — 102 часа в год;

— VII класс – 2 часа в неделю — 68 часов в год;

— VIII класс – 2 часа в неделю – 68 часов в год;

— IX класс – 2 часа в неделю   — 68 часов в год.

5-6 классы

На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.

7-8 классы

На этом этапе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

9 класс

Этот этап литературного образования является переходным, так как в IX классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.

Рабочая  программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжатьработу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русскойклассики.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

— осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

— выразительное чтение художественного текста;

— различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

— ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

— заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

— анализ и интерпретация произведения;

— составление планов и написание отзывов о произведениях;

— написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

— целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстовхудожественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Данная программа обеспечивается учебно-методическим комплектом по литературе для 5 – 9 классов  под редакцией В.Я.Коровиной, выпускаемым издательством «Просвещение».

Программы общеобразовательных учреждений

«Литература».

Под. ред. В.Я.Коровиной.

Допущено Министерством образования и науки РФ.

М., «Просвещение»,

2011год.

«Литература 5 класс», в 2-х частях, Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Рекомендовано МОРФ, М., «Просвещение», 2012год.

«Литература 6 класс» в 2-х частях, Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Рекомендовано МОРФ, М., «Просвещение», 2012 год.

«Литература 7 класс», в 2-х частях, В.Я.Коровина, Рекомендовано МОРФ, М., «Просвещение», 2012 г.

«Литература 8 класс», в 2-х частях, Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Рекомендовано МОРФ, М., «Просвещение», 2012 г.

«Литература 9 класс Коровина В.Я., Коровин В.И., Збарский И.С. Рекомендовано МОРФ, М., «Просвещение», 2012 г.