Аннотация к рабочей программе по предмету «Искусство родного края» 8 класс

 

Программа курса «Искусство родного края» разработана на основе:

  1. федерального компонента государственного стандарта;
  2. минимума содержания образования регионального компонента Новосибирской области среднего общего образования по искусству «Искусство родного края» 8 класс;
  3. регионального базисного учебного плана для учреждений НСО;

Данный курс рассчитан на один год обучения в VIII классе и предполагает изучение содержания в течение 34 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

Сквозной линией учебного курса является изучение ре­гионального аспекта культуры Новосибирской области, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследо­вание местных объектов культуры, народных традиций и обычаев.

 

Цель курса: формирование личности выпускника школы как представителя региона, ревностного хранителя, рачи­тельного пользователя и умелого создателя его социокуль­турных ценностей и традиций.

На основе целевой установки программы сформулирова­ны задачи курса:

—  приобщение учащихся к художественным и эстети­ческим ценностям родного края;

—  формирование способности к восприятию регио­нальной культуры как неотъемлемой составляющей мировой культуры и в результате — осознание ее цен­ности уникальности и неповторимости;

—  воспитание уважения к культурному наследию ре­гиона и мира в целом, что позволит учащимся успешно адаптироваться в современном мире, выбирать инди­видуальную модель социокультурного развития, орга­низовывать личный досуг и включаться в самостоя­тельное художественное творчество;

—  развитие у школьников системного взгляда на худо­жественную культуру родного края, представления о ее целостности, единстве и многообразии; вариативности личных интерпретаций её феноменов, что может спо­собствовать включению подростка в продуктивную, по­исковую и творческую деятельность.

 

Содержание программы моделируется на основе совре­менных педагогических подходов, среди которых для кон­цепции программы особенно значимы следующие: краевед­ческий подход, содержательно-деятельностный подход, личностно-ориентированный подход.

Основные принципы, определяющие структуру и реа­лизацию содержания образования курса: принцип куль­турных доминант, территориальный принцип, прин­цип интерактивности.

 

Структура содержания программы «Искусство родно­го края» представлена 4 модулями:

  1. «Архитектура и дизайн».
  2. «Музыкальное искусство».
  3. «Декоративно-прикладное и изобразительное искусство».
  4. «Театр и кино».

 

В разделе «Архитектура и дизайн» раскрываются вопро­сы из истории становления архитектурного облика Новоси­бирска как областного центра: первые городские постройки, храмы, административные здания города и области, архитек­турные ансамбли, промышленные сооружения, места досуга, жилые массивы; представлено творчество ведущих архитек­торов прошлого и настоящего времени; затронуты вопросы градостроительного дизайна, дизайна окружающей среды, их роль в формировании современного облика города.

Раздел «Музыкальное искусство» охватывает вопросы из истории становления музыкальной культуры в Новосибир­ской области, народное и профессиональное творчество сибирских музыкантов, музыкальные театры.

В разделе «Декоративно-прикладное и изобразительное искусство» большое внимание уделяется музеям декоратив­но-прикладного творчества и Новосибирскому государствен­ному художественному музею. Раскрывается творчество яр­ких личностей из плеяды новосибирских художников и детских художников-иллюстраторов. Затронуты вопросы воз­никновения истоков современного декоративно-прикладного творчества на примере народных мастеров купинского игру­шечного промысла.

В разделе «Театр и кино» крупным блоком представлен Новосибирск театральный — драматические театры, моло­дежный театр, детский театр, творчество ведущих театраль­ных деятелей. Раскрываются вопросы из истории создания сибирской хроники, рождения Западносибирской студии ки­нохроники и детской студии мультипликации.

 

Каждый из представленных разделов содержит теорети­ческие сведения, и рекомендации по проведению практиче­ской части занятия по каждой теме.

Приоритетные направления в методике преподавания курса «Искусство родного края» — преемственность в реа­лизации содержания образования с учетом внутрипредметных связей, учет межпредметных связей, проектный под­ход в организации учебно-познавательной деятельности.

Методика реализации курса «Искусство родного края» отдает приоритет деятельностному и практико-ориентированному подходам.

Развитие восприятия произведений искусства школьни­ками осуществляется по модели: «активный зритель, слуша­тель», развитие способности интерпретировать в рамках мо­дели «функция — исполнитель». Важным показателем будет способность школьников включаться в сотворчество, осно­ванное на развитии полифонического воображения, ассоциа­тивного мышления и умения импровизировать.

Контроль знаний и умений будет осуществляться через презентацию индивидуальных или коллективных творческих проектов, и оцениваться в режиме «зачет — незачет».

 

Требования к уровню подготовки выпускников по РК

не выходят за рамки требований федерального компонента государственного стандарта по предмету. Они должны спо­собствовать овладению учащимися уже названными требо­ваниями, но в деятельностной форме, с учетом специфики выделенного содержания образования БУП региона.