Аннотация к рабочей программе по предмету «Основы выбора профессии»     9 класс       

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования «Технология»М. «Вентана – Граф», 2010. Программы начального и  основного общего образования» по направлению «Технология» в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.

Курс «Профессиональное самоопределение школьников» является состав­ным компонентом предпрофильной подготовки выпускников основной школы.

Цель курса оказать учащимся 9 класса общеобразовательных учрежде­ний помощь в подготовке к адекватному профессиональному самоопределению в соответствии со своими интересами и склонностями, профессиональными способностями и возможностями и с учетом потребностей рынка труда в кад­рах.

Специфической особенностью данного курса является то, что его изучение должно осуществляться в процессе выполнения творческого проекта «Мой вы­бор».

Задачи курса:

  1. Вооружить учащихся знаниями основ жизненного и профессионального самоопределения.
  2. Сформировать у школьников представление о мире труда и профессий.
  3. Оказать учащимся помощь в выявлении своих профессиональных спо­собностей и возможностей.
  4. Ознакомить выпускников основной школы с путями и средствами ак­тивной подготовки к адекватному профессиональному самоопределе­нию.
  5. Создать условия для выполнения и защиты учащимися творческого проекта «Мой выбор».

Основным методом изучения курса «Профессиональное самоопределение школьников» является метод проектов, основными конструктами которого являются понятия «проект» и «проектная деятельность».

Выполненные проекты обсуж­даются и защищаются.

Выполнение учащимися в процессе занятий по курсу творческого проекта «Мой выбор» позволяет:

—   осуществлять в единстве теоретическую и практическую подготовку школьников к обоснованному профессиональному самоопределению;

—   реализовать все компоненты профессиональной ориентации (профпросвещение, профдиагностику, профконсультацию, профотбор (подбор), профадаптацию,  профвоспитание);

—   активировать деятельность учащихся по подготовке к адекватному профессиональному самоопределению. Во время защиты проекта уча­щиеся представляют его печатную или электронную презентацию.

В процессе выполнения творческого проекта «Мой выбор» учащиеся должны осуществлятьпрофессиональные пробы, моделирующие в той или иной степени их будущую профессиональную деятельность. В качестве профпроб могут выступать материальные изделия, информационные продукты, док­лады, номера художественной самодеятельности, воспитательные мероприятия и др.

Значительная часть занятий (29%) отводится на развивающую профдиагно-стику, которая предполагает использование комплекса психологических мето­дик, обеспечивающих, с одной стороны, диагностирование профессионально важных качеств учащихся, и их развитие, с другой стороны.

Программа развивающей профдиагносгики охватывает следующие сферы личности:

—   мотивационную (интересы, склонности, мотивы выбора профессии);

—   психологическую (особенности психических процессов);

—   типологическую (темперамент, характер, тип личности);

—   когнитивную (знание мира профессий, своих профессиональных спо­собностей и возможностей, основ жизненного и профессионального са­моопределения);

—   эмоционально-волевую (чувства, эмоции, воля).

В процессе изучения курса используются следующие профдиагностические методики:

—    опросник для выявления уровня готовности школьников к профессио­нальному самоопределению;

—    карта интересов;

—    опросник профессиональной готовности (ОПГ);

—    анкета мотивов выбора профессии;

—    шкала потребностей в достижении;

—    опросник темперамента;

—    методика «Мой характер»;

—    методика определения склонностей;

—    тест Дж. Холланда «Тип личности»;

—    карта здоровья;

—    тест «Уровень самооценки»;

—    карта самоконтроля готовности к профессиональному самоопределе­нию.

Помимо вышеперечисленных, в процессе изучения курса используются и другие методы: беседа, рассказ, объяснение, диспут, викторина, наблюдение, экскурсия, профконсультация и др.

В ходе изучения курса широко применяются мнемосхемы. Применение мнемосхем дает возможность не только оперативно развивать память учащихся, но и другие психические процессы, такие, как мышление, восприятие, наблю­дательность. Мнемосхемы возбуждают мыслительную деятельность школьни­ков, обеспечивают переход информации из кратковременной памяти в долго­временную и обратно, а также развивают мыслительные процессы, последова­тельность и логику мышления. Они выполняют опорную функцию мышления. Мнемосхемы позволяют также более целенаправленно организовать самостоя­тельную работу учащихся.

По каждому разделу курса проводится тестовый контроль знаний с по­мощью специально разработанных контрольно-измерительных материалов.

Разрабатывается  конкретный план проведения каждого занятия, который включает в себя:

—   формулировку цели и задач занятия;

—   отбор содержания изучаемого материала;

—   выбор основных методов и организационных форм обучения;

—  разработку дидактического и материально-технического оснащения     занятия

 

Учащиеся должны знать и понимать:

—     сущность жизненного самоопределения;

—     сущность и структуру процесса профессионального са­моопределения;

—     правила выбора профессии и типичные ошибки при этом выборе;    

—     многообразие  мира труда  и профессий,  способы  их классификации и анализа;

—     состояние рынка труда и его требования к современно­му профессионалу;

—     профессионально важные качества своей личности, свои

профессиональные способности и возможности;

     способы и средства анализа профессиональной деятель­ности;

—      методику выполнения профессиональных проб;

—      структуру предпрофильной подготовки и профильного  обучения;

—      пути получения профессионального образования;

—      возможности получения профессиональной консультации;

—     этапы, способы и средства профессионального самораз­вития и самовоспитания;

—     этапы принятия решения о профессиональном выборе;

—     структуру, порядок оформления и защиты творческого проекта «Мой выбор».

 

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться источниками информации о профессиях, профессиональ­ных учебных заведениях и рынке труда;
  • определять формулу профессии;
  • проводить общий анализ профессиональной деятельности, анализиро­вать требования профессий к человеку;
  • выявлять свои профессионально важные качества;
  • соотносить свои возможности с требованиями будущей профессии;
  • выполнять профессиональные пробы;
  • пользоваться профессиограммами и психограммами;
  • выбирать способ приобретения будущей профессии;
  • получать профессиональную консультацию;
  • заполнять карту самоконтроля своей готовности к профессиональному самоопределению;
  • выполнять, оформлять и защищать творческий проект «Мой выбор» с электронной презентацией.

У учащихся должны быть сформированы:

  • убежденность в необходимости своевременного и правильного выбора будущей профессии, потребность в адекватном профессиональном са­моопределении;
  • профессиональная    направленность:    профессиональные    интересы    и склонности, мотивы выбора профессии, профессиональный идеал;
  • профессиональное самосознание: осознание себя как субъекта будущей профессиональной деятельности;
  • профессиональное намерение: знание пути дальнейшего продолжения образования,   условий   поступления   в   выбранное   профессиональное учебное заведение и перспектив профессионального роста.

Занятия по курсу проводятся на протяжении всего учебного года по 1 часу в неделю. Таким образом, всего на курс отводится 34 часа.

Используемая литература

  1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. — М.: Акад. Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2008. — 329 с.
  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов н/Д,.: Феникс, 2008. — 512 с.
  3. Педагогическая    подготовка     профессионального     самоопределения старшеклассников / Под ред. С.Н. Чистяковой, Н.Ф. Родичева. — М.: Новая школа, 2007. — 112с.
  4. Ретивых Е.М. Культура профессионального самоопределения: Учебно-методическое пособие. — Брянск: Изд-во БГУ, 2003. — 97 с.
  5. Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Как помочь выбрать профессию. — Ту­ла: Приокск. книжное изд-во, 1990. — 132 с.
  6. Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников. — Брянск: Изд-во БГУ, 2007. — 183 с.
  7. Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение // Технология:

Учебник для учителя.

  1. М. В. Ретивых, В, Д, Симоненко.: Рекомендации по изучению курса «Профессиональное самоопределение школьников». Книга для учителя. – Брянск: БИПКРО, 2007. – 140 с.