Аннотация к рабочей программе по предмету «Основы выбора профессии» 9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования «Технология»М. «Вентана – Граф», 2010. Программы начального и основного общего образования» по направлению «Технология» в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.
Курс «Профессиональное самоопределение школьников» является составным компонентом предпрофильной подготовки выпускников основной школы.
Цель курса – оказать учащимся 9 класса общеобразовательных учреждений помощь в подготовке к адекватному профессиональному самоопределению в соответствии со своими интересами и склонностями, профессиональными способностями и возможностями и с учетом потребностей рынка труда в кадрах.
Специфической особенностью данного курса является то, что его изучение должно осуществляться в процессе выполнения творческого проекта «Мой выбор».
Задачи курса:
- Вооружить учащихся знаниями основ жизненного и профессионального самоопределения.
- Сформировать у школьников представление о мире труда и профессий.
- Оказать учащимся помощь в выявлении своих профессиональных способностей и возможностей.
- Ознакомить выпускников основной школы с путями и средствами активной подготовки к адекватному профессиональному самоопределению.
- Создать условия для выполнения и защиты учащимися творческого проекта «Мой выбор».
Основным методом изучения курса «Профессиональное самоопределение школьников» является метод проектов, основными конструктами которого являются понятия «проект» и «проектная деятельность».
Выполненные проекты обсуждаются и защищаются.
Выполнение учащимися в процессе занятий по курсу творческого проекта «Мой выбор» позволяет:
– осуществлять в единстве теоретическую и практическую подготовку школьников к обоснованному профессиональному самоопределению;
– реализовать все компоненты профессиональной ориентации (профпросвещение, профдиагностику, профконсультацию, профотбор (подбор), профадаптацию, профвоспитание);
– активировать деятельность учащихся по подготовке к адекватному профессиональному самоопределению. Во время защиты проекта учащиеся представляют его печатную или электронную презентацию.
В процессе выполнения творческого проекта «Мой выбор» учащиеся должны осуществлятьпрофессиональные пробы, моделирующие в той или иной степени их будущую профессиональную деятельность. В качестве профпроб могут выступать материальные изделия, информационные продукты, доклады, номера художественной самодеятельности, воспитательные мероприятия и др.
Значительная часть занятий (29%) отводится на развивающую профдиагно-стику, которая предполагает использование комплекса психологических методик, обеспечивающих, с одной стороны, диагностирование профессионально важных качеств учащихся, и их развитие, с другой стороны.
Программа развивающей профдиагносгики охватывает следующие сферы личности:
– мотивационную (интересы, склонности, мотивы выбора профессии);
– психологическую (особенности психических процессов);
– типологическую (темперамент, характер, тип личности);
– когнитивную (знание мира профессий, своих профессиональных способностей и возможностей, основ жизненного и профессионального самоопределения);
– эмоционально-волевую (чувства, эмоции, воля).
В процессе изучения курса используются следующие профдиагностические методики:
– опросник для выявления уровня готовности школьников к профессиональному самоопределению;
– карта интересов;
– опросник профессиональной готовности (ОПГ);
– анкета мотивов выбора профессии;
– шкала потребностей в достижении;
– опросник темперамента;
– методика «Мой характер»;
– методика определения склонностей;
– тест Дж. Холланда «Тип личности»;
– карта здоровья;
– тест «Уровень самооценки»;
– карта самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.
Помимо вышеперечисленных, в процессе изучения курса используются и другие методы: беседа, рассказ, объяснение, диспут, викторина, наблюдение, экскурсия, профконсультация и др.
В ходе изучения курса широко применяются мнемосхемы. Применение мнемосхем дает возможность не только оперативно развивать память учащихся, но и другие психические процессы, такие, как мышление, восприятие, наблюдательность. Мнемосхемы возбуждают мыслительную деятельность школьников, обеспечивают переход информации из кратковременной памяти в долговременную и обратно, а также развивают мыслительные процессы, последовательность и логику мышления. Они выполняют опорную функцию мышления. Мнемосхемы позволяют также более целенаправленно организовать самостоятельную работу учащихся.
По каждому разделу курса проводится тестовый контроль знаний с помощью специально разработанных контрольно-измерительных материалов.
Разрабатывается конкретный план проведения каждого занятия, который включает в себя:
– формулировку цели и задач занятия;
– отбор содержания изучаемого материала;
– выбор основных методов и организационных форм обучения;
– разработку дидактического и материально-технического оснащения занятия
Учащиеся должны знать и понимать:
– сущность жизненного самоопределения;
– сущность и структуру процесса профессионального самоопределения;
– правила выбора профессии и типичные ошибки при этом выборе;
– многообразие мира труда и профессий, способы их классификации и анализа;
– состояние рынка труда и его требования к современному профессионалу;
– профессионально важные качества своей личности, свои
профессиональные способности и возможности;
– способы и средства анализа профессиональной деятельности;
– методику выполнения профессиональных проб;
– структуру предпрофильной подготовки и профильного обучения;
– пути получения профессионального образования;
– возможности получения профессиональной консультации;
– этапы, способы и средства профессионального саморазвития и самовоспитания;
– этапы принятия решения о профессиональном выборе;
– структуру, порядок оформления и защиты творческого проекта «Мой выбор».
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться источниками информации о профессиях, профессиональных учебных заведениях и рынке труда;
- определять формулу профессии;
- проводить общий анализ профессиональной деятельности, анализировать требования профессий к человеку;
- выявлять свои профессионально важные качества;
- соотносить свои возможности с требованиями будущей профессии;
- выполнять профессиональные пробы;
- пользоваться профессиограммами и психограммами;
- выбирать способ приобретения будущей профессии;
- получать профессиональную консультацию;
- заполнять карту самоконтроля своей готовности к профессиональному самоопределению;
- выполнять, оформлять и защищать творческий проект «Мой выбор» с электронной презентацией.
У учащихся должны быть сформированы:
- убежденность в необходимости своевременного и правильного выбора будущей профессии, потребность в адекватном профессиональном самоопределении;
- профессиональная направленность: профессиональные интересы и склонности, мотивы выбора профессии, профессиональный идеал;
- профессиональное самосознание: осознание себя как субъекта будущей профессиональной деятельности;
- профессиональное намерение: знание пути дальнейшего продолжения образования, условий поступления в выбранное профессиональное учебное заведение и перспектив профессионального роста.
Занятия по курсу проводятся на протяжении всего учебного года по 1 часу в неделю. Таким образом, всего на курс отводится 34 часа.
Используемая литература
- Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Акад. Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2008. – 329 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д,.: Феникс, 2008. – 512 с.
- Педагогическая подготовка профессионального самоопределения старшеклассников / Под ред. С.Н. Чистяковой, Н.Ф. Родичева. – М.: Новая школа, 2007. – 112с.
- Ретивых Е.М. Культура профессионального самоопределения: Учебно-методическое пособие. – Брянск: Изд-во БГУ, 2003. – 97 с.
- Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Как помочь выбрать профессию. – Тула: Приокск. книжное изд-во, 1990. – 132 с.
- Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников. – Брянск: Изд-во БГУ, 2007. — 183 с.
- Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение // Технология:
Учебник для учителя.
- М. В. Ретивых, В, Д, Симоненко.: Рекомендации по изучению курса «Профессиональное самоопределение школьников». Книга для учителя. – Брянск: БИПКРО, 2007. – 140 с.