Аннотация к рабочей программе по предмету «Технология»    5-7 классы

Развивающемуся  обществу нужны современно образованные,  нравственные,  предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в  ситуации  выбора,  прогнозируя  их возможные последствия,  способные к сотрудничеству,  отличающиеся мобильностью,  динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Общество, находящееся в условиях информационного сдвига, предъявляет к образовательной сфере новые требования, связанные с изменением государственного и социального заказа на образовательные услуги.

Программа предназначена для обучения учащихся 5 -7 классов,  в общеобразовательных школах  и  направлена на приобщение подрастающего поколения к труду  и выявление одарённых детей, с целью развития их творческого потенциала.

Рабочая программа  разработана на основе:

— Федерального государственного Стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 года №1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644);

— Закона РФ об образовании;

— Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

— Примерной программы   по технологии 5-8 классы ФГОС ООО второго поколения                 (Технология: программа: 5-8 классы А. Т. Тищенко, Н. В. Синицина.-М. Вента-Граф, 2012. – 144 с.) и примерной программы основного общего образования по технологии. Направление «Технический труд» (Т. Б. Васильева, И. Н. Иванова, Технология. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М. Вента-Граф 2008 г., стр.144-182),

— Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

Технология. Индустриальные технологии. 5 класс.  Учебник  для учащихся общеобразовательных учреждении./ А.Т. Тищенко.  В.Д.Симоненко.- М.: Вентана — Граф,  2013.-192 с. : ил.

Технология. Индустриальные технологии. 6 класс.  Учебник  для учащихся общеобразовательных учреждении./ А.Т. Тищенко.  В.Д.Симоненко.- М.: Вентана — Граф,  2013.-192 с. : ил.

Технология. Индустриальные технологии. 7 класс.  Учебник  для учащихся общеобразовательных учреждении./ А.Т. Тищенко.  В.Д.Симоненко.- М.: Вентана — Граф,  2014.-176 с. : ил.   (учебники включены в федеральный перечень).

В содержании программы сквозной линией проходят вопросы экологического и эстетического воспитания школьников, знакомство их с различными профессиями.

Учтены основные положения Концепции духовно — нравственного развития и воспитание личности гражданина России, а также программы формирования универсальных учебных действий в основной школе. Особое внимание в программе уделяется целям изучения технологии  и её вклад в развитие и воспитание гражданина России.

Цели и образовательные результаты курса представлены на нескольких уровнях – личностном, метапредметном и предметном.

Новизной данной программы   по направлению «Индустриальные технологии» является новый методологический подход, направленный на здоровьесбережение школьников, а также  использование в обучении информационных и коммуникационных технологий, позволяющих расширить кругозор обучающихся за счёт обращения к различным источникам информации, в том числе сети Интернет; применение, при выполнении творческих проектов, текстовых и графических редакторов, компьютерных программ, дающих возможность проектировать, выполнять схемы и эскизы изделий, создавать электронные презентации.

В процессе изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составление вариантов композиций, тем самым получается лучше всего  мотивировать учащихся к выполнению дальнейшей работы, постановки цели перед собой и ее выполнению.  Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности и выбором способа художественной отделки изделия. При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям. Учащиеся также знакомятся в ходе обучения с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России. Они учатся соблюдать экономические требования в отношении рационального расходования материалов и утилизации отходов.

Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но в каждом из них раскрыть свои индивидуальные  способности, найти свой материал и свою технику, что оказывает благотворное влияние на дальнейшее обучение и будет способствовать осознанному выбору профессии.

Выбор данной примерной программы и учебников обусловлен тем, что их содержание  соответствует   основам федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по технологии и дают  возможность раскрывать содержания основных направлении и разделов курса «Технология».

Программа модифицированная с учетом материально-технического обеспечения образовательного учреждения, интересов и потребностей учащихся.

Программа рассчитана на 170 ч., 5 ч. – резервного времени.

Программой предусмотрено проведение:

5 класс:

—  практических работ – 31;

— тестовых работ – 2;

— самостоятельных работ – 3;

— творческий проект – 1.

6 класс:

—  практических работ – 26;

— тестовых работ – 3;

— самостоятельных работ –4;

— творческий проект – 1.

7 класс:

—  практических работ – 20;

— тестовых работ – 4;

— самостоятельных работ – 4;

— творческий проект – 1.

Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.

Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет общие цели учебного предмета «Технология».

Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.

Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.

В основной школе учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.

Рабочая программа предмета «Технология» составлена с учетом полученных учащимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта трудовой деятельности.

 

Изучение технологии призвано обеспечить:

—  становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;

— развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

—    формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;

—  приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

 

Место предмета «Технология» в базисном учебном (образовательном) плане

Универсальность технологии как методологического базиса общего образования состоит в том, что любая деятельность— профессиональная, учебная, созидательная, преобразующая — должна осуществляться технологически, т. е. таким путем, который гарантирует достижение запланированного результата, причем кратчайшим и наиболее экономичным путем.

Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.

Базисный учебный план образовательного учреждения на эта­пе основного общего образования включает 170 учебных часа для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология». В том числе: в 5 и 6 классах — 68 ч из расчёта 2 ч в неделю; в 7 классе — 34 ч из расчёта 1 ч в не­делю, итого 170 учебных часов и 5 часов резервного времени. В общей сложности 175 учебных часов.

Из   раздела   «Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов»,  который нет возможности проводить обучения, из-за отсутствия необходимого оборудования по металлообработке;

В 5 классе: 10 часов  переносится в раздел « Технологии художественно – прикладной обработки материалов»

В 6 классе: 4 часа  переносится в раздел « Технологии художественно – прикладной обработки материалов».

Аннотация к рабочей программе элективного курса                «Художественная обработка древесины» 7 класс

 

Рабочая программа элективного курса «Художественная обработка древесины» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, а также Концепции духовно – нравственного развития и воспитания российских школьников.

В основу данной программы заложено духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание среднего школьного возраста через знакомство с историей народных промыслов по художественной обработке древесины. В программе отражается специфика стороны, которая присуща предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все требования к декоративно – прикладному образованию, которые до сих пор не используются в системе школьного и дополнительного образования.

 

Новизна данной рабочей программы состоит в том, что:

  • все  виды   деятельности учащихся  направлены  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса;
  • в основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты;
  • ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
  • достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом, обучающимися;
  • в основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы данного курса, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г.;
  • в основу  организации работы с детьми  положен системно-деятельностный подход.

 

Особенность программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе  рассмотрены элементы технологии художественного обработки древесины, начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках. Основой  ее  является  ориентация  на  личностный  потенциал  ребенка  и  его  творческую самореализацию на  занятиях. Обучающиеся  могут в максимально возможной мере реализовать свой творческий замысел и фантазию.

 

Актуальность данной программы заключается  в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового образа жизни человека, поскольку современная ситуация в стране предъявляет системе образования детей социальный заказ на формирование творческой, целостной самодостаточной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире.

Художественная обработка древесины – один из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов, станков и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься данным курсом.

 

Цель данной программы – формирование устойчивой мотивации к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом – одним из самых любимых, распространенных материалов для декоративно-прикладного творчества, а также раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности, создание  условий  для  развития  личности  ребенка  в  соответствии  с  его  индивидуальными  способностями.

 

Реализация программы предполагает решение задач:

  • расширить и углубить знания по истории и роли народного творчества, декоративно-прикладного искусства;
  • научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта;
  • освоить основы технологии и технику безопасности ручной и механической обработки древесины, а также работу различными инструментами и  приспособлениями;
  • развивать художественно – творческие способности учащихся;
  • развивать навыки технической культуры, способности работы с инструментом, объемное видение предметов;
  • развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности;
  • прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;
  • пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным     направлениям народного творчества;
  • развивать  терпение, настойчивость, трудолюбие;
  • формирование толерантных отношений в творческом коллективе и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности.

 

Основополагающие  педагогические  принципы  программы:

  • принцип  развивающего  и  воспитывающего  характера  обучения;
  • принцип наглядности;
  • опора  на  интерес  ребенка;
  • индивидуальный  темп  движения;
  • гуманистичность.

Сочетание  репродуктивного,  продуктивного  и  творческого  начал  в  реализации  программы  помогает  раскрытию  творческих  способностей  ребенка,  развивает его интерес. Методы  обучения  направлены  на  то, чтобы  предлагаемая  программа  возникла  в  сознании  ребенка  как  придуманная  им  самим, тогда у  него  появляется  возможность  ставить (выбирать) цель, принимать  решение  и  намечать  план  действий  для  достижения  цели, а  в  определенный  момент  оценить  результаты  своих  действий.

 

Сроки и этапы реализации программы

Данная программа рассчитана на один год обучения с учащимися  13 -14  лет и ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда, одного из видов народного искусства — «художественная обработка древесины».

Количество часов за год – 34 часа, 1 час в неделю.

Продолжительность занятий – 45 минут.