Аннотация к рабочим программам по обществознанию для 5 – 7 классов
к предметной линии учебников по обществознанию
под редакцией Л.Н. Боголюбова

          Рабочие программы по обществознанию для 5, 6, 7  классов разработаны в соответствии:

— с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

— с учебным планом  общеобразовательного учреждения;

— с рекомендациями Примерных программ по предметам. Обществознание. 5 – 9 классы. (Стандарты второго поколения) М: Просвещение, 2011, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.

— с авторской программой по обществознанию к предметной  линии учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова,  5 – 9 классы;

— с возможностями УМК:

5 класс

* Обществознание». 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой  М.: Просвещение, 2012.

* Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание. Рабочая тетрадь 5 класс. М.: Просвещение, 2013.

*  Л.Ф. Иванова. Обществознание. Поурочные разработки. 5 класс. М.: Просвещение, 2012.

* Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2011.

6 класс

* Обществознание». 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой  М.: Просвещение, 2012.

* Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание. Рабочая тетрадь 6 класс. М.: Просвещение, 2014.

*  Л.Ф. Иванова. Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс. М.: Просвещение, 2014.

* Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2011.

 

7 класс

* Обществознание». 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой  М.: Просвещение, 2014.

* Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание. Рабочая тетрадь 7 класс. М.: Просвещение, 2014.

*  Л.Ф. Иванова. Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс. М.: Просвещение, 2014.

* Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2011.

 

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

—   развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11 – 15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе правовой и экономической) информации    и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

—  воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

— освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

— овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

— формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно- правовых отношениях.

 

Общая характеристика предмета

Предмет «Обществознание» в среднем звене выполняет важнейшую функцию социализации личности, т.к. на уроках учащиеся получают представления об устройстве современного общества, о различных моделях его развития, способах взаимодействия личности и общества.

Учебный материал способствует нравственному воспитанию подрастающего поколения, поскольку в этом учебном предмете нравственные нормы, условия их реализации являются непосредственным объектом изучения.

Изучение обществознания играет значимую роль и в формировании социальной компетентности учащихся , которая наряду со знаниями и ценностными ориентирами включает в себя также комплекс умений. Обществознание – учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека.  Школьное обществоведческое образование выступает важнейшим средством социализации личности. Именно на уроках обществознания школьники получают представления и основы научных знаний об устройстве современного общества, о его различных социокультурных моделях, механизмах социальной регуляции, способах взаимодействия личности и общества, типичных социальных ролях человека в современных условиях.

Существенен вклад школьного обществознания в гражданское становление личности, в развитие её социально значимых черт. Оно приобщает учащихся к таким важным компонентам гражданской культуры, как научные представления об отношениях между гражданами, а также между гражданами и государством; оправдавшие себя в гражданских отношениях способы деятельности, практические умения, модели гражданского поведения, одобряемые обществом; гражданские ценностные ориентиры, и прежде всего ценности, представленные в Конституции РФ; опыт самостоятельного решения многообразных проблем, возникающих в частной и публичной жизни гражданина как субъекта гражданского общества. Всё это позволяет формировать компетентность гражданина.

Изучение обществознания  играет существенную роль  в формировании социальной компетентности молодёжи, включающей наряду со знаниями  и их ценностными ориентирами также комплекс умений. Среди них – способность ориентироваться в постоянно нарастающем потоке информации, получать из него необходимую информацию, использовать базовые операции для её обработки; опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике;  умение применять полученные знания для решения не только учебных задач, но и реальных проблем собственного бытия в социуме, для осуществления в дальнейшем разноплановой деятельности во многих областях жизни.

В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого – тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни  в теме «Труд» до самого значимого – тема «наша Родина – Россия». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.

Особенностью курса «Обществознание» в 6 классе является то, что содержание курса возвращает к изученному в прошлом году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» дает относительно развернутое представление о личности и ее социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми. Тема «Нравственные основы жизни» раскрываетпроблемы качеств, свойственных человеку.

Центральной темой в содержании курса по обществознанию в 7 классе выступают моральные и правовые нормы как регуляторы общественной жизни. Переход к их рассмотрению логически оправдан: ученики уже осознали упорядоченность общественной жизни. Пришло время разобраться в некоторых ключевых механизмах, обеспечивающих этот порядок. Изучение содержания программы на данном этапе  не может сводиться к простому ознакомлению учеников с набором основных социальных норм, правил различного характера  и механизмом их действий, она предполагает воспитание уважения ко всем данным явлениям.  Важно подвести учащихся к выводу о необходимости руководствоваться установленными нормами и правилами, проанализировать с ними типичные модели этических и правовых ситуаций, рассмотреть социально приемлемые способы поведения в них , дать опыт оценки собственного поведения и поступков других людей с нравственно-правовых позиций

Описание предмета в учебном плане.

Программа курса «Обществознание» в 5 классе рассчитана на 34 часа учебного времени (1час в неделю) и включает в себя следующие темы:

  • Введение в предмет – 1 час
  • Человек  — 5 часов
  • Семья  — 5 часов
  • Школа  — 6 часов
  • Труд  — 6 часов
  • Родина  — 9 часов
  • Итоговое обобщение во курсу  — 2 часа.

В программе предусмотрены практикумы – 6 часов, учебное время на защиту проектов – 2 часа, итоговую контрольную работу по курсу – 1 час, организационно-деятельностную игру в рамках итогового обобщения по курсу – 1 час.

 

Программа курса «Обществознание» в 6 классе рассчитана на 34 часа учебного времени (1час в неделю) и включает в себя следующие темы:

  • Повторение – 1 час
  • Человек в социальном измерении — 13 часов
  • Человек среди людей — 11 часов
  • Нравственные основы жизни – 5 часов.
  • Итоговое обобщение во курсу  — 4 часа.

В программе предусмотрены практикумы – 8 часов, учебное время на защиту проектов – 3 часа, итоговую контрольную работу по курсу – 1 час, организационно-деятельностную игру в рамках повторения– 1 час.

 

Программа курса «Обществознание» в 7 классе рассчитана на 34 часа учебного времени (1час в неделю) и включает в себя следующие темы:

  • Повторение – 1 час
  • Регулирование поведения людей в обществе — 12 часов
  • Человек в экономических отношениях — 14 часов
  • Человек и природа – 5 часов.
  • Итоговое обобщение во курсу  — 2 часа.

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предполагается, что результатом обучения и освоения содержания данного курса обществознания станет развитие у учащихся широкого круга компетентностей – социально –адаптивной (гражданственной), когнитивной, (познавательной), информационно-технологической и коммуникативной.

Освоение учебного предмета проверяется с помощью заданий, представленных в приложении и в сборнике:

* Жадаев Д.Н., Брехач Р.А. Обществознание. Компетентностно – ориентированные

задания. 5, 6, 7 класс. Ростов – на – Дону. Издательство «Легион». 2011.

*. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 5 класс. ФГОС

/Сост. А.В. Поздеев М, ВАКО, 2013.

*. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 6 класс. ФГОС

/Сост. А.В. Поздеев М, ВАКО, 2014.

*. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 7 класс. ФГОС

/Сост. А.В. Поздеев М, ВАКО, 2014.

 

 

Аннотация  к  рабочим  программам  по  обществознанию в  6-9,

             Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию, УМК по обществознанию   (  автор  Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая).

Рабочая программа содержит:

  • пояснительную записку;
  • требования к уровню усвоения обществознания в 6 классе;
  • учебно-тематический план;
  • содержание тем учебного курса;
  • календарно-тематическое планирование;
  • контроль уровня обученности;
  • перечень литературы.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие  в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания  учебного предмета обществознания является опыт  познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности  в учебном процессе и социальной практике.

 

В  Рынковской школе  Петуховского района  изучение обществознания начинается с 6 класса, то есть курс  6 класса относится к  первому году обучения.

Данная рабочая программа предусматривает приведение учебно-методического комплекта по обществознанию для 6 класса авторов Л.Н.Боголюбова, Н.Ф.Виноградовой, Н.И.Городецкой в соответствии с примерной программой по обществознанию на основе Федерального компонента государственного стандарта основного и среднего общего образования, с учетом особенностей образовательного процесса в Рынковской школе.

 

Изучение обществознания в  6 классе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;  экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Рабочая программа рассчитана на  35  учебных часов, из расчёта 1 час в неделю. При этом предусмотренный в ней  резерв свободного учебного времени запланирован для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

—        на  использование элементов причинно-следственного анализа;

—        на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

—        на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

—        на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

—        на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

—        на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

—        на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

—        на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Основным типом урока является комбинированный. Предусмотрены так же другие формы уроков: игры,  лекции, практикумы и др.

 

При изучении курса проводится 3 вида контроля:

  • текущий – контроль в процессе изучения темы;
  • рубежный – контроль  в конце каждой четверти;
  • итоговый – контроль в конце учебного года.

 

 

Рабочая программа по обществознанию для 7  класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию, УМК по обществознанию (авторы Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф.).

Рабочая программа содержит:

  • пояснительную записку;
  • требования к уровню усвоения обществознания в 7 классе;
  • учебно-тематический план;
  • содержание тем учебного курса;
  • календарно-тематическое планирование;
  • контроль уровня обученности;
  • перечень литературы.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие  в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания  учебного предмета обществознания является опыт  познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности  в учебном процессе и социальной практике.

Данная рабочая программа предусматривает приведение учебно-методического комплекта по обществознанию для 7 класса авторов Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. в соответствие с примерной программой по обществознанию на основе Федерального компонента государственного стандарта основного и среднего общего образования, с учетом особенностей образовательного процесса в Рынковской  школе.

Изучение обществознания в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;  экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

—        на  использование элементов причинно-следственного анализа;

—        на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

—        на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

—        на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

—        на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

—        на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

—        на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

—        на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

 

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Основным типом урока является комбинированный. Предусмотрены так же другие формы уроков: игры,  лекции, лабораторно-практические занятия, мастерская.

 

При изучении курса проводится 3 вида контроля:

  • текущий – контроль в процессе изучения темы;
  • рубежный – контроль  в конце каждой четверти;
  • итоговый – контроль в конце учебного года.

 

 

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе Примерных программ основного общего образования по обществознанию, УМК по обществознанию (автор Боголюбов Л.Н. и др.)

Рабочая программа содержит:

  • пояснительную записку;
  • требования к уровню усвоения обществознания в 8 классе;
  • учебно-тематический план;
  • содержание тем учебного курса;
  • календарно-тематическое планирование;
  • контроль уровня обученности;
  • перечень литературы.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие  в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания  учебного предмета обществознания является опыт  познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности  в учебном процессе и социальной практике.

Данная рабочая программа предусматривает приведение учебно-методического комплекта по обществознанию для 8 класса автора Боголюбова Л.Н. и др. в соответствии с примерной программой по обществознанию на основе Федерального компонента государственного стандарта основного и среднего общего образования, с учетом особенностей образовательного процесса в   Рынковской   средней  школе.

Изучение обществознания в 8  классе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;  экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Федеральный базисный учебный план 2004 г. для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования в 8 классе из расчета 1 учебный час в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов. При этом в ней предусмотрено 5 учебных часов (или 16%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

—        на  использование элементов причинно-следственного анализа;

—        на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

—        на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

—        на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

—        на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

—        на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

—        на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

—        на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

 

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Основным типом урока является комбинированный. Предусмотрены так же другие формы уроков: конференция, круглый стол, лабораторная, практическая работы.

 

При изучении курса проводится 3 вида контроля:

  • текущий – контроль в процессе изучения темы;
  • рубежный – контроль  в конце каждой четверти;
  • итоговый – контроль в конце учебного года.

 

Рабочая программа по обществознанию для 9  класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию, УМК по обществознанию (автор Боголюбов Л.Н. и др.).

Рабочая программа содержит:

  • пояснительную записку;
  • требования к уровню усвоения обществознания в 9 классе;
  • учебно-тематический план;
  • содержание тем учебного курса;
  • календарно-тематическое планирование;
  • контроль уровня обученности;
  • перечень литературы.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие  в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания  учебного предмета обществознания является опыт  познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности  в учебном процессе и социальной практики.

Данная рабочая программа предусматривает приведение учебно-методического комплекта по обществознанию для 9  класса автора Боголюбова Л.Н. в соответствии с примерной программой по обществознанию на основе Федерального компонента государственного стандарта основного и среднего общего образования, с учетом особенностей образовательного процесса в   Рынковской  средней    школе.

Изучение обществознания в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и  защиты   прав человека и гражданина;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;  экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования, из расчета 1 учебный час в неделю- в 9 классе.

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов. При этом  резерв свободного учебного времени, используется для реализации авторских подходов, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Рабочая программа предусматривает формирование у  учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

—        на  использование элементов причинно-следственного анализа;

—        на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

—        на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

—        на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

—        на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

—        на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

—        на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

—        на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

 

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Основным типом урока является комбинированный. Предусмотрены так же другие формы уроков: лекции, семинарские занятия, лабораторно-практические и др.

 

При изучении курса проводится 3 вида контроля:

  • текущий – контроль в процессе изучения темы;
  • рубежный – контроль  в конце каждой четверти;
  • итоговый – контроль в конце учебного года.