Аннотация к рабочей программе по Истории Сибири 11 класс.

Рабочая программа разработана на основе:

— дидактические материалы по истории Сибири. Ф.С.Кузнецова (учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений) – Новосибирск «ИНФОЛИО», 2003г.

— учебник «Сибирь: вехи истории» А.С.Зуев. Новосибирск «ИНФОЛИО – пресс» 1998г.

 

Изучение истории Сибири в 11 классе в объёме 34 часов в год предусмотрено региональным компонентом содержания образования Новосибирской области на третей ступени образования. Из расчёта 1 учебный час в неделю.

Данный курс, как раз и позволяет хотя бы частично компенсировать недостаток знаний учащихся по истории Сибири.

 

Сибирь с середины 17 в. составляла и до сих пор составляет большую часть России, и во многом именно благодаря ей Россия стала великой державой и остаётся такой до сих пор.

В данном курсе отражены важнейшие стороны сибирской истории: причины, ход и характер присоединения Сибири к России, взаимоотношения русских с аборигенами, формирование органов государственного управления и борьбы населения против всевластья и произвола чиновников, развитие земледелия, промышленности и торговли, характеристики основных групп населения (крестьян, горожан, служилых людей), правительственная политика в отношении коренных сибирских народов и изменения в их образе жизни, ссылка и каторга, а также многое другое. Содержится биография людей, внесших замечательный вклад в освоение и изучение Сибири.

 

 

Аннотация к рабочей программе по истории 10-11 класс.

 

Программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования на базовом уровне.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного

стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории.

Программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Цели.

Изучение истории на ступени среднего общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

 

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на ступени среднего общего образования на базовом уровне, в том числе: в X классе — 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю, в XI классе –68 часов из расчета 2 часа в неделю.

В соответствии с базисным учебным планом, «История» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего общего образования.

 

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно- функционального анализа, определять сущностные характеристики

изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить

доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). С учетом специфики целей и содержания предвузовской подготовки существенно возрастают требования к рефлексивной деятельности учащихся, в том числе к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной

позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.

 

Требования к уровню подготовки выпускников.

1 «Знать/понимать»:

— Основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность

и системность отечественной и всемирной истории;

— Периодизацию всемирной и отечественной истории;

— Современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной

и всемирной истории;

— Историческую обусловленность современных общественных процессов;

— Особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе.

 

2 «Уметь»:

— Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

— Критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

— Анализировать историческую информацию, представленную в различных

знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

— Различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

— Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

— Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать

собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

— Представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.

 

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

— Определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

— Использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

— Соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

— Осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского,

этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.