АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО МХК 10-11 КЛАССЫ
(базовый уровень)
Рабочие программы по МХК 10-11 классов (базовый уровень) составлены на основе:
-Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004г.);
– Программы для общеобразовательных учреждений. «Мировая художественная культура» 5-11 кл. Составитель Данилова Г.И..- М.:Дрофа, 2008г
–Учебников, включенных в Федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации:
10 класс- Данилова Г. И. Мировая художественная культура. От истоков до 17 века, базовый уровень, М.: «Дрофа» 2013
11 класс – Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности . М.: «Дрофа», 2013.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.
Общая характеристика учебного предмета
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном учреждении, реализующего программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию – исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного – двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
Образовательные цели и задачи курса:
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Ø развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
Ø воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
Ø освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
Ø овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
Ø изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;
Ø формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;
Ø осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
Ø постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
Ø освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
Ø знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах.
Воспитательные цели задачи курса:
Ø помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
Ø способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
Ø подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
Ø развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
Ø создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
– умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
– устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
– оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
– осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе – «языки» разных видов искусств);
– использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
– владеть основными формами публичных выступлений;
– понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
– определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
– осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» должны соответствовать «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.
Место предмета «Мировая художественная культура» в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение предмета «Мировая художественная культура» отводится:
– 10 класс- 34 часа, 1 час в неделю
– 11 класс- 34 часа, 1 час в неделю
Рабочие программы по мировой художественной культуре МБОУ «Солоновская СОШ» рассчитаны:
– 10 класс- 34 часа, 1 час в неделю
– 11 класс- 34 часа, 1 час в неделю