Аннотация к рабочей программе «Технология профессиональной деятельности»     10-11кл

 Социально-педагогическая суть учебного курса – обеспечение наибольшей личностной направленности, дифференциации и индивидуализации образования. Эти принципы являются ответом на требования современного общества. Максимально раскрывая индивидуальные способности, дарования человека и формируя на этой основе профессиональную и социальную компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор с учетом потребностей Новосибирской области и нести за него ответственность, сознающую и способную отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права, это результат учебной деятельности.

Содержание программы направлено на достижение следующих целей:

  • освоение систематизированных знаний и формирование целостного представления о технологии профессиональной деятельности и карьеры;
  • формирование у обучающихся самостоятельности, инициативности, способности к успешному самоопределению в обществе на основе сформированных компонентов технологической культуры;
  • обеспечение равных возможностей обучающихся для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда;

Реализация данных целей предполагается посредством решения следующих задач:

  • освоения знаний о научной организации производства и труда, путях построения профессиональной карьеры;
  • овладения умениями сопоставления профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
  • воспитания ответственного отношения к труду и результатам труда;
  • подготовку к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе профессионального непрерывного образования;
  • дифференциацию обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями Новосибирской области.

Структура содержания программы представлена тремя разделами:

  1. Рынок труда Новосибирской области.
  2. Профессиональное самоопределение и карьера в Новосибирской области.
  3. Проектирование профессиональной карьеры с учетом потребностей Новосибирской области.

Раздел 1 «Рынок труда Новосибирской области» знакомит школьников с проблемами труда в современных социально-экономических условиях Новосибирской области; с основами трудового законодательства, правами населения по социальной защите; системой пенсионного страхования в стране и Новосибирской области.

Раздел 2 «Профессиональное самоопределение и карьера в Новосибирской области» знакомит школьников с понятиями профессиональной деятельности и карьеры, компонентами и технологией профессиональной карьеры,научит строить модель профессионального продвижения с учетом потребностей рынка и собственных склонностей и потребностей.

Раздел 3 «Проектирование профессиональной карьеры с учетом потребностей Новосибирской области»знакомит школьников с понятийным рядом в рамках понятия «проектирование», с технологией проектирования собственной профессиональной карьеры на основе сформированных компонентов технологической культуры.

Каждый раздел содержит теоретические сведения по технологии профессиональной карьеры, а также предусматривает выполнение практических заданий разного характера.

Для контроля знаний и уменийрекомендуется текущая оценка посредством устного и письменного опроса, выполнения тестовых и практических заданий. Курс завершается защитой проекта «Моя профессиональная карьера», в котором должен быть отражен индивидуальный профессиональный путь учащегося.

В результате изучения курса «Технология профессиональной карьеры. Эффективное поведение на рынке труда»

по разделу «Рынок труда Новосибирской области» ученик должен:

знать/понимать:

  • проблемы труда в современных социально-экономических условиях Новосибирской области;
  • возможности социальной защиты населения на рынке труда региона Сибири;
  • систему обязательного пенсионного страхования в стране, Новосибирской области;

уметь:

  • получать информацию о путях получения профессионального образования и трудоустройства;
  • анализировать рынок образовательных услуг и профессиональной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности;
  • рационального поведения на рынке труда;

по разделу «Профессиональное самоопределение и карьера в Новосибирской области» ученик должен:

знать/понимать:

  • сущность понятия «деятельность», технологии основных форм деятельности человека: трудовой, познавательной, игровой, управленческой  и технология общения;
  • сущность понятия «профессиональная деятельность», сферы профессиональной деятельности;
  • понятие, типы и виды профессиональных карьер, основные компоненты профессиональной карьеры, критерии ее успешности, способы построения;
  • сущность профессиональной карьеры как системы профессионального продвижения с учетом самореализации личности;
  • основы профессиональной карьеры как умения сформировать себя в качестве специалиста с правильным учетом потребностей рынка и собственных склонностей и потребностей;
  • систему профессионального непрерывного образования, роль повышения квалификации на протяжении всей жизни как необходимого условия профессионального роста;
  • способы поиска работы;
  • формы самопрезентации для получения профессионального образования и трудоустройства.
  • понятие, структура, составление модели резюме и портфолио;
  • технологию приема на работу;
  • этику и психологию делового общения;
  • понятие, виды, формы и способы адаптации;

уметь:

  • строить план реализации карьеры;
  • составлять и оформлять резюме и портфолио как формы самопрезентации для получения профессионального образования и трудоустройства;
  • составлять ответы на возможные вопросы работодателя;
  • предотвращать и разрешать возможные конфликтные ситуации при трудоустройстве;
  • организовывать диалог, проявлять мастерство телефонного общения, используя особенности речевого стиля общения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • построения плана реализации карьеры с правильным учетом потребностей рынка и собственных склонностей и потребностей;
  • составления резюме и портфолио;
  • поиска работы и трудоустройства;
  • социальной, профессиональной, психологической адаптации на рабочем месте.

по разделу «Проектирование профессиональной карьеры с учетом потребностей Новосибирской области»ученик должен:

знать/понимать:

  • сущность понятий «проектный», «проективный»,  «проектировочный», «проектирование»; «прогнозирование», «конструирование», «моделирование», их соотношение;
  • компоненты технологической культуры  как основу проектирования профессиональной карьеры;
  • основные этапы проектирования профессиональной карьеры;
  • технологию презентации проекта;

уметь:

  • оценивать себя в качестве специалиста с правильным учетом потребностей рынка и собственных склонностей и потребностей;
  • составлять проект собственной профессиональной карьеры;
  • использовать методы решения творческих задач в проектировании профессиональной деятельности;
  • планировать возможное продвижение, профессиональный рост на рынке труда;
  • уточнять и корректировать профессиональные намерения;
  • обосновывать выбор своего профессионального плана и использовать возможности для трудоустройства;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • организации трудовой деятельности, повышения эффективности своей профессиональной деятельности;
  • решения практических задач в выбранном направлении профессиональной деятельности;
  • отражения индивидуального профессионального пути в проекте с учетом профессиональной пригодности;
  • оценивания себя в качестве специалиста (с правильным учетом потребностей рынка и собственных склонностей и потребностей) для возможного продвижения и профессионального роста на рынке труда.